ЦЕННЫЕ БУМАГИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения
государственных и муниципальных ценных бумаг» деление государственных
ценных бумаг в нашей стране имеет следующий вид:
• федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги,
выпускаемые федеральным правительством. Их основные виды рассмотрены
в предыдущем параграфе;
• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации,
т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного
управления;
• муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые
от имени муниципального органа государственного управления.
Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг
имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а
муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.
Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть
государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного
органа управления.
В свою очередь ценные бумаги и субъектов Федерации, и муниципальных
органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными


органами государственной власти, а потому в дальнейшем
будем для краткости называть их региональными ценными бумагами.
Региональные ценные бумаги (РЦБ) — это способ привлечения финансовых
ресурсов региональными органами государственной власти
в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели
путем выпуска долговых ценных бумаг.
Цели. Региональные органы власти могут привлекать дополнительные
финансовые средства, в принципе, на любые цели, которые группируются следующим образом:
• покрытие временного дефицита регионального бюджета;
• финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных
вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный
бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов
социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.)
и объектов региональной инфраструктуры (дорог, мостов, водо сетей
и т.п.);
• финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются
в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;
• финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции
жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты
компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного
жилого фонда.
Формы региональных займов. Существуют две главные формы региональных
займов:
• выпуск региональных ценных бумаг;
• ссуды.
Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций,
реже векселей'.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные
ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками.

В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается
от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны,
его стоимость, т.е. та плата, которую орган власти должен заплатить
за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных размерах
финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является
основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле,
чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых
по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных
ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических
и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Инвесторы. Основными покупателями региональных ценных бумаг
выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные
фонды, другие организации и предприятия.
Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг
оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:
• более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими
депозитами за счет налоговых льгот;
• надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами
акционерных обществ или банков.
Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов
власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.
Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего
бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное
имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов,
под которые выпущены региональные облигации.
Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов
по обслуживанию регионального займа не может превышать 15%
объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный
размер заемных средств не может превышать ЗОУо доходов бюджета
субъектов Федерации и 15%о доходов бюджета муниципального органа
управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений
из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.
Механизм выпуска и обращения. Решение о региональном займе и
форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает
руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного
займа осуществляется через посредство одного или нескольких
уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих
структур.


Выбор таких посредников для размещения займов должен
осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов
местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный
банк (или банки) через свои отделения, отделения других
банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь,
заключает договоры на размещение регионального займа, реализует
муниципальные облигации органа власти их конечным держателям,
в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам
и др. Обычно региональные облигации являются свободно
обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать
облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение
всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании
срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной
стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это
предусмотрено условиями займа).
В целом на региональные облигации распространяются теоретические
положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных
видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии
с действующим законодательством (закрытая или открытая
подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами,
могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или
внебиржевом рынке.
Российская практика. В настоящее время общее количество зарегистрированных
региональных займов исчисляется сотнями, а их номинальная
стоимость составляет десятки миллиардов рублей. Однако с учетом
того, что часть этих займов выпускалась в предшествующие годы
(начиная с 1992 г.) и уже поращена, в обращении имеются муниципальные
облигации на меньшую сумму.
Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уровень
доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в
настоящее время распространяются те же налоговые льготы.
Разновидностью российских облигаций являются жилищные облигации,
цель которых - финансирование строительства жилья. Указанные
облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть
либо низко доходными, либо бездоходными, так как для их владельцев
важно получить квартиру, а не доход на вложенный капитал. Это очень
актуально для многих жителей городов и поселков России.
Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются
Москва, Санкт- Петербург, Татария, Тюменская область и некоторые
другие.


Основные черты российского рынка облигаций региональных органов
власти состоят в следующем.
Во-первых, его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, выпущенных
органами региональной власти, составляет менее 10% объемов
всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его
роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выражении
этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выражении,
т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком федеральных
облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому мешает
сверх концентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой —
расширение рынка федеральных облигаций в направлении все большего
охвата регионов.
Во-вторых, расширение географии выпуска региональных займов.
Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировало те или иные
выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам существенно
и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных займов.
Прежде всего, если последние носили по преимуществу краткосрочный
характер (3—6 месяцев), то региональные займы в основной
своей массе сразу выпускаются на среднесрочный (1—5 лет) и долгосрочный
периоды (от 5 лет и выше).
Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументарной
именной форме (исключение — облигации государственного сберегательного
займа), то свыше '/з региональных облигаций выпущено на
предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна,
когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще только
складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.
Следующее отличие состоит в том, что если современные российские
займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирование
дефицита федерального бюджета, то спектр целей у региональных
займов намного шире. Это не только непосредственно финансирование
дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных,
социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.
Рост показателей рынка облигаций, выпускаемых регионами, будет
связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обязательств
по ранее выпущенным займам и поддержанием уровня бюджетного
финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем прежде.
Например, если за счет региональных займов сроком на один год
были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму
500 млн руб., то в следующем году необходимо погасить облигации на
сумму 500 млн руб., выплатить по ним обусловленные в проекте эмиссии
проценты, кроме того, желательно снова профинансировать аналогичные
расходы хотя бы на уровне предыдущего года.


Следовательно, общая сумма вновь выпускаемых облигаций должна быть удвоенной, а то и утроенной по сравнению с предшествующим годом.
Во-вторых, увеличение масштабов региональных займов обусловливается
ростом цен, т.е. инфляцией.
В-третьих, необходимость в использовании инструментария рынка
ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направленности
политики государства, а значит, местных администраций, в преддверии
различного рода выборов, включая и выборы местных органов
управления, и других политических событий.
В-четвертых, масштабы рассматриваемого рынка будут возрастать
по мере овладения региональными органами власти рыночными механизмами
при проведении бюджетной политики.
В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимают
неодинаковое место на рынке. В США, где рынок ценных бумаг развит
в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам,
составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю
корпоративных акций и облигаций.
Субъекты Российской Федерации имеют право выпускать ценные
бумаги, приводящие к росту не только внутреннего, но внешнего долга
государства при условиях исполнения ими своих бюджетов, получения
разрешения на осуществление валютных операций, получения международного
кредитного рейтинга и т.п. Однако выпуск еврооблигаций
федерального правительства имеет приоритет при решении вопросов о
выпуске внешних займов субъектов Федерации.
Муниципальные органы власти России по действующему законодательству
лишены права выпуска ценных бумаг, приводящих к образованию
внешнего долга страны.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования
государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги,
эмитентом которых выступает государство.
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ
Государственные ценные бумаги используются для финансирования
дефицита государственного бюджета и целевых государственных программ,
а также для регулирования экономической активности в стране.
От других ценных бумаг их отличает высокая надежность и ликвидность,
низкая доходность, льготное налогообложение.


Содержание раздела