Рейтинг ценных бумаг и участников рынка

Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных
показателях рынка относительно вероятности изменения цен, уровня
дивидендов, оплаты основной суммы долга и процента по ценной бумаге,
т.е. рейтинг - это точка зрения эксперта на качество той или иной
фондовой ценности.
Создание рейтинговых оценок один из способов охарактеризовать
рынок.
Рейтинг не означает конкретной рекомендации по покупке или продаже
ценных бумаг, это лишь информация, которую могут использовать
инвесторы в качестве критериев, осуществляя операции с ценными
бумагами. В мире ценных бумаг инвестору необходимы какие-либо
ориентиры, непредвзятое суждение о доходности и надежности фондовых
ценностей как объектов инвестирования. Рейтинг оказывается весьма
полезным и для эмитента — он помогает повысить ликвидность ценной
бумаги. Действительно, на развитом рынке, где практически все
долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать
какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг.
Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться
с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную


сумму для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество
ценной бумаги и дали ей рейтинговую оценку. Таким образом, на
эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые
прошли процедуру рейтинга, могут обеспечить доступ к получению
заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется
категорией, которую присваивает рейтинговое агентство.
Рейтинг — американское изобретение, имеющее длительную, более
чем 70-летнюю историю развития в этой стране. Практически все доли имеют рейтинг.

Трудно поверить, но 15 лет назад на европейском рынке
рейтинга не было, но в последнем десятилетии ситуация изменилась, и
рейтинговый процесс на еврорынке активизировался. Однако по-прежнему
наиболее известными рейтинговыми агентствами являются «Стандард
энд Пурз» — компания, ведущая свою историю с 1860 г., и определяющая
рейтинг выпускаемых ценных бумаг с 1923 г. — «Мудиз инвесторз
сервис». Они дают облигациям рейтинговую оценку (табл. 11).




Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа,
делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном
итоге определяет ее место («нишу») на рынке.
Не менее важны рейтинги для посредников — они содействуют продаже
и гарантируют размещение долговых обязательств. Исходя из потребностей
инвестора, финансовый посредник предлагает ему ценные
бумаги, которые считает для него приемлемыми.
Рейтинговые оценки включают прогнозы курса, а это поддерживает
рынок, делает его более устойчивым.
Поскольку кредитный риск принимает на себя инвестор, посреднику
очень важно иметь независимую оценку, на которую он может опираться,
работая с инвестором.
Говоря об интересах, возникающих в связи с рейтинговым процессом,
нельзя не упомянуть и об органах регулирования — государственных
и саморегулируемых организациях, связанных с фондовым рынком.
Как известно, одним из основных направлений их деятельности является
обеспечение прозрачности рынка. Рейтинги, которые являются обобщенной
характеристикой финансово-экономического положения эмитента,
в немалой степени способствуют созданию здорового и эффективного
фондового рынка. Это связано с тем, что рейтинг обеспечивает
дифференциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, не гарантирующих
погашение задолженности, создавая объективную основу
для оценки кредитного риска и стандарты открытости и прозрачности
на фондовом рынке.
На молодых, формирующихся рынках, где процесс рейтинга только
зарождается, может возникнуть вопрос — должно ли установление рейтинга
быть прерогативой государственных структур? Против этого
можно привести два аргумента;
• во-первых, необходимо создание системы финансирования вне
бюджета.
• во-вторых, рейтинг не дает государственных гарантий.
Решение вопроса об организации рейтингового процесса тесно связано
с заказчиками, т.е. теми, кто оплачивает анализ финансового и экономического
состояния. В связи с этим можно различать рейтинг спроса
и рейтинг предложения.
Считается, что эффективный и прозрачный рынок создается тогда,
когда рейтинг осуществляется под давлением инвестора. Например,
компания «Мудиз инвесторз сервис» осуществляет агрессивный рейтинг,
т.е. проводит рейтинг компаний без их официального разрешения.
Просьба о рейтинге, как правило, исходит от эмитента.


Рассматривая рейтинг как результат аналитической работы, следует
выделить три основных направления:
• независимый рейтинг;
• рейтинг финансовых институтов;
• рейтинг промышленных компаний.
Независимый рейтинг (рис. 11) оценивает возможности страны по
возврату долга в национальной или иностранной валюте. При этом
следует учитывать, что рейтинг — это не формула, а качественная
интерпретация количественных показателей. Следовательно, выбирается
некая совокупность факторов, которая подвергается анализу. Исследование
начинается с оценки политических рисков. Рассматривается,
насколько общественная среда, существующая в стране, обеспечивает
готовность к уплате внешнего долга, т.е., во-первых, оценивается
политическая система; во-вторых, изучается социальная среда (уровень
жизни, демографическая ситуация и т.д.); третье направление в
исследовании политического риска — это сфера международных отношений.



Второй крупный блок независимого рейтинга — оценка экономических
рисков. В первую очередь оценивается экономический потенциал
страны, ее ресурсы, капиталовложения, производство, сфера услуг, распределение
созданного продукта на накопление и потребление. Во вторую
очередь характеризуются государственные финансы, налоговая
система страны, бюджет, его издержки, размер государственного
долга и т.д.
Присвоение рейтинговой оценки стране осуществляется, как правило,
по просьбе ее правительства.
Рейтинг финансовых институтов — это рейтинг банков и начинается
он с оценки бизнес- рисков и финансовых рисков.
Корпоративный рейтинг, базой которого является анализ финансово-
экономического положения эмитента, применяется при оценке облигаций,
векселей и других коммерческих обязательств, получении банковских
кредитов, а также установлении основного кредитного рейтинга
при операциях лизинга, гарантийных операциях и т.д.
Следует отметить, что так же, как корпоративный рейтинг не существует
вне экономической системы, так и построение рейтинга инвестиционной
привлекательности эмитента основывается на анализе положения
экономической и отраслевой среды.
На первом этапе рейтингового процесса обосновывается набор показателей,
используемых для оценки деятельности акционерных компаний.
В странах развитого фондового рынка оценка, как правило,
базируется на анализе конкурентоспособности и состояния финансов.
При этом детально исследуются перспективы деятельности компании,
качество управления, позиции по конкурентоспособности и т.д.
Одним словом, осуществляется качественный анализ корпорации,
а затем уже переходят к рассмотрению проблем количественных оценок,
т.е. финансовой политики, прибыльности за максимально возможный
период времени, притока наличности, структуры капитала, финансовой
гибкости и т.д.
В отечественной практике при построении рейтинга инвестиционной
привлекательности эмитентов, как правило, осуществляется сравнение
предприятий по конкретному набору количественных показателей. Предлагается
формировать пять групп оценочных показателей, которые мы
далее и рассмотрим.
В первую группу включены наиболее общие и важные показатели,
характеризующие эффективность использования и доходность вложенного
капитала:
• норма прибыли;
• доходность (рентабельность) активов;

• оборачиваемость и отдача активов;
• рентабельность (прибыльность) продаж;
• рентабельность производства;
• текущая (дивидендная) и общая доходность акций;
• рыночная капитализация компании.
Данные показатели характеризуют прибыльность предприятия и качество
управления его активами.
Во вторую группу включены показатели, характеризующие финансовое
состояние компании (ее устойчивость):
• платежеспособность;
• ликвидность;
• рыночную (финансовую устойчивость) предприятия.
К третьей группе относятся показатели, характеризующие производственный
потенциал предприятия, состав и структуру имущества
компании и источники его финансирования. Основным показателем
является доля (удельный вес) основных средств в уставном капитале
компании и в активах баланса. Сюда также входят показатели, характеризующие
степень использования и изношенности основных средств:
• коэффициент износа основных средств;
• рентабельность основных средств;
• стоимость основных средств (по первоначальной и остаточной стоимости)
в расчете на одну акцию.
В четвертую группу включены показатели, характеризующие надежность
и безопасность вложения средств в ценные бумаги определенной
корпорации:
• риск дебиторской задолженности;
• соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
• ликвидационная стоимость одной акции;
• риск банкротства;
• риск не ликвидности акций на вторичном рынке.
В пятую группу включены показатели, отражающие перспективы
роста стоимости акций. Основу составляют показатели, характеризующие
перспективы отрасли, ее экспортный потенциал.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рейтинг - экспертная оценка авторитетных участников рынка ценных
бумаг объективных показателей состояния рынка той или иной страны
и его инструментов, основанная на соответствующих количественных
и качественных подходах.
Еще раз напомним, что рейтинг — это не конкретные рекомендации
по покупке или продаже ценных бумаг, это лишь информация, которую
могут использовать инвесторы в качестве критериев при проведении
операций с ценными бумагами. Инвесторам необходимы какие-либо
ориентиры, непредвзятое суждение о доходности и надежности фондовых
ценностей как объектов инвестирования. Рейтинг очень важен и для
эмитента, поскольку помогает повысить ликвидность ценной бумаги. В
современных условиях на развитом рынке, где практически все долговые
обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-
либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг.
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ
Рейтинг, представляя собой мнение авторитетных на рынке экспертов,
дает возможность оценить качество ценных бумаг, обращаемых
на рынке той или иной страны. Рейтинг не означает обязательной рекомендации
к покупке тех или иных ценных бумаг, его следует рассматривать
в качестве ориентира, который можно принимать во внимание
при совершении операций с ценными бумагами.


Содержание раздела