Вексельное обращение


Участие векселей во внутреннем хозяйственном обороте России привело к возрождению вексельного кредита. Дефицит денежной массы сделал вексельный кредит особенно актуальным. Статья 2 закона «О переводном и простом векселе» гласит: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом».

Поэтому в настоящее время территориальные администрации не могут выпускать собственные векселя и вынуждены прибегать к вексельным кредитам.

Особое значение вексельного кредита в том, что территориальные администрации заинтересованы в получении векселей для расчета со своими кредиторами по номиналу.

Для реализации программы необходимо, чтобы администрация области взяла вексельный кредит в банке. Вексельный кредит предоставляется заемщику не в денежной форме, а векселями. По наступлении срока погашения кредита заемщик выплачивает банку-кредитору сумму кредита и проценты по нему в денежной форме. Привлекательность вексельного кредита в том, что ставки по нему ниже, чем по обычному денежному, а основная сумма долга погашается векселем при его возвращении в конце срока действия. Объем вексельного займа определяется потребностью в средствах для финансирования инвестиционных программах администрации, а в ряде случаев может достигать величины дефицита местного бюджета.

Для участников цепочек вексельных расчетов важна способность векселей оборачиваться, служить платежным средством, подкрепленная надежным гарантом, в роли которого выступает местная администрация области. Векселя авалируются администрацией. Принимается постановление, по которому предприятия области могут оплачивать местные налоги этими векселями. Когда наступает срок погашения векселей они возвращаются банку.

Примерно 30 процентов задействованных в программе векселей с авалем администрации можно направить в качестве инвестиций в бюджетную сферу. Доля вексельных инвестиций в общем их объеме составляет около 70 процентов. Оставшиеся 30 процентов - это денежные средства, необходимые для выплаты заработной платы, так как без «живых» денег все же не обойтись.

Вексельные расчеты осуществляются так. Через банк администрация финансирует векселями участников инвестиционных проектов, бюджетные учреждения. Они используют их затем для своих расчетов со строителями, ремонтниками, поставщиками продукции. Которые в свою очередь, расплачиваются векселями за полученные ими поставки, то есть векселя переходят к товаропроизводителям. При этом предприятия могут направить эти векселя и на уплату налогов в местный бюджет. Обращение векселей через бюджетные предприятия и предприятия - товаропроизводители образуют замкнутую цепочку, векселя возвращаются в банк. В этой цепочке все промежуточные расчеты не требуют денежных средств, происходит взаимозачет платежей.

Для администрации такие цепочки выгодны тем, что администрация может начать финансирование своих инвестиционных проектов, не дожидаясь налоговых поступлений в доходную часть бюджета; и ей не надо тратить реальные денежные средства на оплату промежуточных платежей, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Следовательно, денежные поступления в бюджет можно направить на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций врачам, учителям, сотрудникам управленческого аппарата. То есть снимается проблема задержек заработной платы, вызывающая обострение социальной напряженности в регионе.

Векселя выгодны и предприятиям, так как принимаются в уплату налогов. Предприятие может распорядиться векселем в зависимости от своих финансовых потребностей - для накопления, экономии средств, расчетов с поставщиками и так далее.

Содержание раздела